Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 14




Пятница, 03.05.2024, 04:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Виртуальный краеведческий музей МБОУ СОШ с.Елимбетово
Главная | Регистрация | Вход
Одежда


Башкирская шаль.

О большом мастерстве башкирских пуховязальщиц и высоком качестве самих изделий жители южных сел Башкортостана говорят так: «...наши башкирские «паутинки» не хуже оренбургских. Те тонкие, нежные, но не пушистые, а наши мягкие, шелковистые. Слава у оренбургских давняя, конечно, и заслуженная, но наши платки, кажется, ничуть не хуже. Я башкирскую пуховую шаль ни на какую другую не променяю».

Разведение мелкого рогатого скота, в том числе и коз, было широко распространено среди башкир и их далеких предков с древнейших времен. Это было в первую очередь связано не столько с мясо-молочной продукцией, которой обеспечивали в изобилии разводимые крупный рогатый скот и коневодство, сколько в обработке шерсти мелкого рогатого скота и производстве домашней одежды примитивным ткачеством, а также различными приемами вязания или плетения.

Во многих курганах эпохи бронзы Южного Урала и Северного Казахстана среди прочих элементов материальной культуры срубников, андроновцев и других обнаруживаются каменные и костяные пряслица, в центральное отверстие которых вставлялись деревянные веретена и таким образом пряли пряжу из овечьей и козьей шерсти. Судя по находкам, мужчины и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с наушниками. Верхняя одежда также изготавливалась из шерстяной пряжи и ткани .

В последние годы с укреплением фермерских и индивидуальных хозяйств в республике началось возрождение козоводства, в результате чего в подворье юго-восточных башкир поголовье коз возросло до 10-15 и более голов. Сходная ситуация отмечается и в соседних районах Оренбургской области.

Башкирские козы характеризуются хорошей конституцией, крупными размерами и правильными формами телосложения, подвижностью и хорошей приспособленностью к пастбищно-стойловому содержанию. Особая порода пуховых коз (башkорт тоkомо, ябай ялан тоkомо, ябай тоkомо) дает тонкий и одновременно крепкий пух, волокнисто-эластичный и с высокими прядильными свойствами В Зианчуринском районе РБ высоко ценится пух темных коз «баишевской» породы («баиш кәзәләре») из одноименной деревни этого же района. За пухом этих коз и козлятами для их разведения приезжали из многих соседних деревень и даже районов. Породу «баишевских» коз, по словам старожила деревни Баишево И.Г.Исхакова, во время войны завезли из заволжских степей. Это была порода длинношерстных черных коз, которые давали до одного килограмма пуха. Данная порода коз и сейчас распространена среди иргизо-камеликских башкир Самарской и Саратовской областей.

У пуховых пород коз из пуховых волокон состоит весь шерстный покров. Изделия из пуха обладают легкостью, мягкостью, красотой. К физическим свойствам пуха, имеющим существенное значение при его технологической переработке, относятся толщина, длина, крепость, эластичность, способность пушиться. Малая толщина, мелкая своеобразная извитость, упругость и эластичность волокон способствуют очень слабой теплопроводности козьего пуха.

Пух – темно-серый и серый; длина пуха – 4-6 см. С каждого животного начесывают по 350-450 г ценного пуха и настригают до 400 г грубой шерсти. Однако в зависимости от районов разведения начесы пуха могут быть и выше (450-480 г). Начес и качество пуха зависит от правильного питания и содержания коз, от соблюдения сезонных сроков вычесывания пуха, а также от возраста коз. Продуктивность повышается до 3-4-летнего возраста, а после 7 лет она снижается. Вместе с тем, высокие начесы пуха получают с отдельных животных и после 7-9 лет, но у старых животных пух становится ломким, мене эластичным и более коротким, чем у молодых. Пух появляется у коз в августе. Наиболее быстро он растет в осенние месяцы – сентябрь-ноябрь, а к концу января его рост прекращается, в феврале начинается его линька. Обычно на спине пух короче, чем на лопатке и боку, а на шее, брюхе, ляжке короче, чем на спине. Длина отдельных пуховых волокон неодинакова. Чем меньше эта разница, тем более уравнен пух. При обработке из такого пуха получается больше пряжи и меньше очесов.

Информация, полученная от местных жителей, архивные данные и археологические исследования указывают на древность прядильного дела и вязания в регионе, в том числе, и у башкир. Подтверждением данного тезиса является, например, то, что в башкирских деревнях Абзелиловского, Баймакского районов по сей день при прядении пуха вязальщицы пользуются каменными пряслицами, так как они обеспечивают мощность и высокую скорость вращения веретена.

Одним из первых ученых, рассказавшим об Оренбургском крае и его богатствах, а также заинтересовавшимся козами, их шерстью и пухом, стал путешественник и исследователь, академик П.И.Рычков. В своем исследовании «Опыт о козьей шерсти» ученый пишет: «Козы под волосьями или под наружную шерстью имеют у себя другую, мягкую, кою называют пухом, или подсадом, почему в самое нынешнее время, в декабре 1765 года велел я, взяв одну козу, чесать ее при себе гребнем, каким чешут волосы. Сим способом достали из нея пух такой тонкий и мягкий, что схож почти с хлопчатой бумагой» (1766).

Об изготовлении башкирскими женщинами вязаных шалей из козьего пуха для своей семьи и на продажу впервые упоминает С.И.Руденко. С.А.Авижанская в своей работе предполагает, что «вязание пуховых шалей распространилось у башкир под влиянием русского казацкого населения». Однако, вполне логично предположить, что русские казаки и другие народы, переселившиеся в Оренбургский край из различных губернии Российского Государства в течение XVI-XVII вв. и в более позднее время, постепенно, адаптируясь к новым природно-климатическим условиям, переняли у башкир местные, более рациональные методы и навыки ведения хозяйства, в том числе, и разведение коз. Переселенцы переняли у местного населения немало обычаев и элементов материальной культуры. По-видимому, многие способы и приемы заготовки пряжи и вязания пуховых изделий, в том числе, и пуховых шалей, также были восприняты переселенцами от местных башкир.

От местных информаторов приходилось слышать о том, что суровый климат здешних мест, постоянно дующий резкий ветер заставили русских переселенцев заинтересоваться предметами одежды кочующих скотоводов Калмыки и казахи под легкой верхней одеждой носили теплые шарфы, связанные из пуха. Шаль повязывалась под верхнюю одежду (гимнастерку), концы ее перекрещивались на груди и завязывались узлом сзади, на спине. Естественно, что эти шали у кочевников-скотоводов в те далекие времена не отличались красотой, ажурностью вязки. Все это пришло к ним значительно позже, и вполне возможно, что некоторые приемы узоротворчества в пуховязании башкирские мастера переняли у русских, хорошо владевших основами кружевоплетения.

 


                                           Веретено

Веретено, а также прялка и все действия, связанные с прядением и шитьем, являются символами жизни и иллюзией существования времени; соотносится с луной — символом, выражающим переходность жизни. Поэтому божества, воплощающие характеристики луны, земли или растительности, обычно изображаются с помощью веретена или прялки (примером могут служить славянская Мокошьили месопотамская Инанна-Иштар). М. Шнайдер пишет, что веретено является атрибутом Великой матери, которая прядет внутри каменной горы или у подножия Мирового дерева (скандинавские норны, прядущие нить судьбы у подножия ясеня Иггдрасиля).

Символика веретена связывается с символикой прядения в целом. Веретено выступает в качестве атрибута женских божеств, связанных с судьбой и смертью (греческие мойры, римские парки, скандинавские норны), которые сматывают на него нити человеческих жизней. Связь веретена с символикой судьбы отражена в языке: слова, обозначающие судьбу в германском , староскандинавском, англосаксонском , сближаются с латинским vertere, «вращать». С другой стороны, веретено может отождествляться с осью мира (как у древних греков, которые считали такое веретено атрибутом богини необходимости Ананке).

В этой связи за веретеном может закрепляться значение мироустроительного элемента. Так, например, Платон в «Государстве» говорит о мировом устройстве как о результате действия веретена Ананке, на восьми сферах которого располагаются сирены, своим сладкозвучным пением создающие гармонию мира. По форме веретено представляет собоймандорлу и, таким образом, приобретает символизм двух пересекающихся кругов, обозначающих небо и землю, то есть жертву, которая обновляет порождающую силу Вселенной. Все символы, связанные с предметами, похожими на веретено, несут в себе широкое значение общей жертвы и способность к превращению.


СТРИЖКА ОВЕЦ И КОЗ


Общие правила


Овец и коз стригут пружинными ножницами или машинкой ЭСА-1Д. Тонкорунных и полутонкорунных овец стригут весной при наступлении теплой устойчивой погоды; грубошерстных и полугрубошерстных - два раза: весной и осенью.


Животное перед стрижкой необходимо связать, сложив накрест три ноги, а четвертую оставить свободной. Работать удобнее всего на столе.


Стрижку производят в следующем порядке. Сначала шерсть состригают с головы( потом с шеи, груди, паха, брюха, бока, спины и хвоста. После этого животное переворачивают, перевязывают заново ноги, остригают другой бок и освободившуюся часть брюха, лопатку и пах.


Стричь нужно как можно ближе к коже, стараясь не допускать порезов.


После стрижки животных осматривают, подрезают копыта, смазывают порезы и ссадины йодом и дезинфицирующим средством.



Рис. 57. Тонкорунный баран асканийской породы перед стрижкой



Рис. 58. Тот же баран после стрижки


Шерсть раскладывают на столе и отделяют от руш загрязненную. Отдельно складывают шерсть, состри женную с головы, ног, хвоста и вымени. Оставшуюся собирают в мешки отдельно от низших сортов.


СРОКИ СТРИЖКИ


Овец разных направлений продуктивности стригут в определенные сроки.


Овец с однородной шерстью стригут один раз в год - весной.


Овец со смешанной шерстью - два раза в год - весной и осенью,


В некоторых северных районах грубошерстных овец (романовских) иногда стригут 3 раза в год.


Ягнят с неоднородной шерстью (со смешанной) стригут первый раз в 5-6-месячном возрасте {обычно летом - в июле-августе).


Ягнят с однородной тонкой и полутонкой шерстью также можно стричь в 5-6 месяцев, если ее длина достигла 4 см и более.


Нужно иметь в виду, что сроки стрижки устанавливают с учетом погодных условий и оброслости животных шерстью.


Для всех географических зон основным условием для назначения срока стрижки является установление устойчивой теплой погоды, так как в первые 2-3 недели после стрижки овцы могут легко простудиться.


С другой стороны, запаздывать со стрижкой также нельзя, так как в жаркую погоду неостриженные животные теряют аппетит, худеют, у подсосных маток снижается молочность.


Кроме того, шерстный покров сильно засоряется растительными примесями.


Поэтому стрижку нужно закончить до созревания и высыхания засоряющих шерсть растений (репей, ковыль и т.д.).


Вместе с тем нельзя, например, овец со смешанной шерстью стричь до тех пор, пока шерсть не начнет подруниваться.


Запаздывание со стрижкой грубошерстных овец может привести к потере ими до 50% шерсти, так как с наступлением устойчивой теплой погоды овцы начинают линять.


Во время линьки овцы теряют наиболее ценную часть шерстного покрова - пух.


Весной необходимо стричь овец всех пород.


Практически во всех зонах страны овец стригут в мае-июне.


Для Нечерноземной зоны России ориентировочными сроками весенней стрижки можно считать 25 мая - 10 июня, а для более южных районов - на 2-3 недели раньше.


Второй раз овец с неоднородной шерстью чаще всего стригут в августе-сентябре с тем расчетом, чтобы до наступления холодов они обросли шерстью.


Романовских овец стригут еще раз в июле.


Овец перед стрижкой не кормят в течение суток и не поят на протяжении 12 часов, потому что овцы с наполненным желудком плохо переносят стрижку. Кроме того, при стрижке шерсть может загрязняться мочой и калом.


Надо также учитывать, что мокрая шерсть быстро портится, поэтому если овцы перед стрижкой попали под дождь, то нужно дать им обсохнуть.


СПОСОБЫ СТРИЖКИ


К стрижке животных нужно готовиться заблаговременно.


Чтобы предохранить шерсть от загрязнения экскрементами, у всех ягнят тонкорунных и полутонкорунных пород в возрасте полутора-двух месяцев про-, водят обрезку хвостов.


Помещение для стрижки должно быть сухим и светлым. Его нужно очистить от навоза и продезинфицировать.


Стригут овец и коз на подготовленных столах (шириной и длиной 1,5 S 1,7 м, высотой 40-50 см), на деревянном полу или на брезенте, что предохраняет шерсть от потерь и загрязнения.


Качество шерсти во многом зависит от стригаля - от его мастерства и квалификации.


Самым распространенным дефектом стрижки является уменьшение длины шерсти.


Уменьшение длины шерсти происходит тогда, когда стригаль делает срез ее не у основания штапеля, а выше.


При этом шерсть будет искусственно укорочена, что сильно снижает ее стоимость и наносит хозяину убыток.


Существуют два способа стрижки - электромеха- ; нический (машинный) и ручной (ножницами).


Электромеханическая стрижка имеет ряд преимуществ перед ручной.


Во-первых, облегчается труд и повышается его производительность.


Во-вторых, улучшается качество шерсти, так как руно состригается ровнее и ближе к коже, благодаря чему шерсть получается более длинной.


Особенно это важно для тонкой шерсти, при увеличении длины которой повышается ее классность и соответственно увеличивается оплата.


Существуют электростригальные машинки ЭСА-1Д для индивидуального использования,


При стрижке необходимо следить за тем, чтобы зубья гребенки всегда соприкасались с кожей.


Нельзя проходить машинкой 2 раза по одному месту, так как получается сечка, которая снижает качество рунной шерсти.


Шерсть с ног, брюха, охвостья собирают и упаковывают отдельно от рунной.


Овец и коз можно стричь на столах и на полу.


При стрижке рекомендуется соблюдать следующий порядок.


1. Овцу кладут на левый бок, спиной к себе, так, чтобы ноги были лишены опоры. Шерсть очищают от приставшего сора и грязи.


2. Остригают охвостья, шерсть вокруг вымени, внутреннюю сторону ляжек, задние и передние ноги и откладывают эту шерсть в сторону.


При стрижке вымени во избежание порезов соски прикрывают рукой.


3. Простригают полосу на животе от паха задней правой ноги до паха передней правой ноги, а затем продольными движениями от вымени к груди остригают живот и грудь.


4. Выключают машинку, поворачивают овцу на правый бок животом к себе и, вытянув левой рукой заднюю ногу овцы, остригают круп, а затем левую лопатку.


5. Продольными длинными ходами остригают поясницу до позвоночника, бок и холку. При этом овцу все время держат в таком положении, чтобы остригаемое руно само спадало вниз.


6. Выключают машинку и поворачивают овцу на левый бок, животом к себе, после чего остригают правую лопатку, бок и круп.


7. Длинными продольными ходами остригают спину.


8. Остригают голову, правую часть шеи от головы к туловищу.


Складки удобнее всего стричь поперек шеи.


9. Приподняв голову овцы, остригают левую часть шеи, выключают машинку и отодвигают от овцы руно.


10. Помогают овце встать и осторожно опускают ее на землю.


В домашних условиях овец чаще стригут ножницами в таком же порядке, как и при стрижке машинкой.


После стрижки овец осматривают, подрезают им копыта, смазывают порезы и ссадины на коже раствором дезинфицирующей жидкости.


Руно после стрижки расстилают на столе внешней стороной вверх, расправляют, затем встряхивают, освобождают от пыли, кусочков грязи, отделяют загрязненные и пожелтевшие куски шерсти.


После этого руно свертывают так: одну из боковых сторон на 1/3 от края перегибают вдоль и накладывают на середину руна, то же делают с противоположной стороной, а затем одновременно головной и хвостовой частями руно свертывают к середине, образуя валик.


Перевязывать руно не следует.


В виде валика шерсть хранят до ее реализации или использования.


Виртуальный краеведческий музей МБОУ СОШ с.Елимбетово © 2024